Непрочность экономического положения
Американские социологи, в основном справедливо, на наш взгляд, объясняли отставание черных мужчин от женщин в области образования тем, что многие матери в бедных негритянских семьях, „разочарованные и озлобленные своим опытом с мужчинами”, проявляли гораздо больший интерес к судьбе своих дочерей, нежели сыновей. И если хотя бы один ребенок в такой черной семье имел шанс получить высшее образование, то мать обычно предпочитала, чтобы им была дочь16. По-видимому, имелись и другие причины того, что афроамериканки возлагали большие надежды на дочерей. Но так или иначе, неравенство в образовании не могло не сказываться в области занятости и доходов, ибо занятость в качестве „белого воротничка” и тем более специалиста, была связана по традиции с гораздо более высоким социальным престижем, чем в качестве „синего воротничка”.
Однако, несмотря на рост профессиональной квалификации части афроамериканок, 2/д их к 1970 г. все еще были заняты неквалифицированным или малоквалифицированным трудом. Хотя доля семей, где работали муж и жена, у черных американцев была намного выше, чем у белых, средний доход афроамериканской семьи тогда составлял менее 2/3 среднего дохода белой семьи. К тому же средняя семья у белых американцев в 1970 г. насчитывала 3,52, а у черных — 4,13 человека. Кроме того, негритянская женщина не только имела больше детей, чем белая, но и рожала их раньше: в 1960 г. на тысячу когда-либо бывших замужем небелых женщин в возрасте от 15 до 19 лет приходилось 1247 рожденных детей, а на тысячу таких же белых женщин — 725. Вообще уровень рождаемости среди черных американцев в 60-х годах был в 1,4 раза выше, чем у белых, а в указанной возрастной группе даже в 1,7 раза. Положение усугубляло и то обстоятельство, что, чем беднее была негритянская семья, тем больше было в ней детей17.