Патологии негритянской семьи
Что же касается семьи, то уже в конце 60-х и в 70-х годах в ответ на утверждения П.Д. Мойнихена и ряда других американских социологов о распаде, „нежизнеспособности" и патологии негритянской семьи в США появились исследования сторонников концепции ее „жизнеспособной (или „здоровой” — healthy) адаптации”. Под этим подразумевались развитие и изменения в структуре и функционировании такой семьи в качестве реакции на постоянно присутствовавшие неблагоприятные социальные условия, стремление реализовать и укрепить ценности, придающие истинный смысл и содержание семейной жизни. Сторонники этой точки зрения считают, что в своей основе семьи черных американцев — такие же, как и семьи белых, однако им приходится постоянно сталкиваться с расизмом, расовой дискриминацией, нищетой. Поэтому различия между теми и другими существуют не сами по себе, а обусловлены главным образом различиями в экономическом и социальном статусе. „Многие из описанных так называемых расовых различий между черными и белыми можно гораздо проще объяснить разницей в образовании, профессии, доходе и занятости”, — считает социолог-аф- роамериканка Ж. Джексон. И далее: „В большинстве отношений нет важных различий между черными и белыми одного образовательного уровня, сходных профессий, занятости и дохода, сходства в размере семей. Вероятно, лучшим объяснением тех различий, которые сохраняются, следует считать расизм”53. Социолог А.Д. Мак-Куии в 1979 г. утверждал, что „черные семьи не отличаются фундаментально от американских семей вообще. Но распределение характерных черт и типов отличается в ряде аспектов от статистических показателей для белых семей, и существуют значительные различия в культурных, а также в поведенческих моделях. Например, черные реже вступают в брак и в повторный брак, чем белые. Они стремятся вступать в брак в несколько более старшем возрасте. Средний размер черных семей, следуя общенациональной тенденции, с 1960 г. сократился, но… был еще большим, чем семей белых”54. Наконец, профессор Г. Майерс в 1982 г. полагал, что „афроамериканская семья по существу оказалась принесенным в жертву менее удачным и безрадостным вариантом белой семьи”55.
Другие противники „патологистов” писали об особой — гибкой и способной приспособляться афроамериканской культуре, основанной на двойном вкладе, — африканской исходной культурной основе, модифицированной специфическим историческим взаимодействием с культурой и обществом белой Америки. Эта культура якобы и породила афроамериканские семейные формы, обладающие особой гибкостью и прочностью. „Мы полагаем, что черную семейную систему следует рассматривать как африканскую по природе и американскую по воспитанию”, — считает У. Ноблес56.