Современные франко-американские семьи
Франко-американские семьи второй половины века, разумеется, не так многолюдны, как в первой его половине, и продолжают уменьшаться в соответствии с общей тенденцией. Добрачные половые связи, характерные и для жителей Квебека, распространены среди франкоамериканцев и теперь тоже соответствуют общей тенденции. Добрачной беременностью обусловлены многие случаи ранних браков, в общем частых. Нередки фактические браки, что не противоречит обычному праву133.
К старикам в современных семьях относятся уважительно, в особом почете бабушки134. Иифйорматорша из книги „Амоскиг” Кора Пельрен вышла замуж в 31 год, т.е. старой девой, потому что она и жених долго откладывали свадьбу, так как каждый содержал старую мать135.
В первой половине XX в. эндогамия франко-американской группы бдительно охранялась. „Родители в то время, — вспоминает Рэмон Дюбуа нору своей молодости (30-е годы), — настаивали на том, что жениться следует на ком-нибудь из своей национальности. Это было очень, очень серьезно. Для франкоамериканки выйти замуж за ирландца являлось почти позором. Можно было просто дружить, но, если гуляешь с ирландской девушкой, это вызывало вопросы. А если дело принимало серьезный оборот, то его расстраивали… У меня когда-то была польская подружка, по которой я с ума сходил”136.
Но времена менялись. Упоминавшаяся прежде Алиса Лакасс вспоминает, как ее отец, а после него старший брат строго следили, чтобы молодежь семьи не встречалась с чужаками. „И мы действительно все вышли за франкоканадцев — все, кроме младших. Они — как второе поколение. Мой брат женился на ирландской девушке, и моя последняя сестра Люсиль вышла за ирландского парня… Сестра Иветт тоже вышла замуж за ирландца”137. Младшие дети, действительно составлявшие повое поколение, говорившие уже по-английски, нарушали этническую эндогамию, несмотря на распри между франкоамериканцами и ирландцами.
Рэмон Дюбуа так подытоживает результаты этих явлений для межэтнических отношений: „Французы и ирландцы постоянно высмеивали друг друга. Много лет было хуже, чем сейчас, потому что теперь много смешанных браков и люди больше не отпускают тех же шуток насчет расы и происхождения”138.
Тенденция роста смешанных браков также имеет, как мы видели, общий характер. Традиция браков франкоканадцев с индейцами, насчитывающая несколько столетий, продолжалась франкоамериканцами Новой Англии139. Примеры этого рода встречаются и в „Амоскиге”.