Американские социологи
Длительное время в американской социологии был принят тезис „патологистов” о том, что рабство помешало развитию прочных семейных форм у рабов, обусловив появление у них и у первого поколения их свободных потомков так называемой материнской, или матрифокальной, семьи. А это, в свою очередь, якобы способствовало широкому распространению среди афроамериканцев в XX в. неполных семей во главе с женщиной, а в полных семьях — наличию своеобразного матриархата. Однако противники „патологистов” опровергли как концепцию матрифокальности негритянских семей вообще, так и тезис о „матриархате” в их полных семьях.
Вопрос о преобладании влияния и власти в афроамериканской семье с обоими супругами в 60—70-х годах был предметом многих эмпирических исследований, охвативших сотни черных и белых семей рабочего и среднего классов. Так, А. Миддлтон и С. Патни нашли, что 1) большинство семей, как черных, так и белых, были эгалитарными; 2) в обеих социальных группах эгалитарный характер имели больше черных семей; 3) наибольшее число эгалитарных семей оказалось в черной группе из среднего класса, а в черной группе из рабочего класса „матриархат" был обнаружен лишь в двух семьях из десяти. Д. Мэк в своем исследовании пришел к выводу, что уровень власти и влияния жены во всех четырех расово-половых группах в общем выше, чем мужа. При этом наименьшим оно было в семьях черного рабочего класса, а наибольшим — в семьях белого среднего класса. Однако в рабочем классе мужья оказались несколько сильнее, чем в среднем. Поэтому социальный класс, по мнению Мэка, — более важный показатель при определении степени влияния жены, чем раса71.