Гражданская война и ликвидация рабства
Вызвали кризис негритянской семьи. Роли отца и матери менялись в зависимости от обстоятельств. Непрочные узы, связывавшие многих рабов и рабынь в номинальном браке, часто разрывались. Десятки тысяч черных мужчин и женщин бродили по стране в поисках новой жизни. Женщины, имевшие детей и, получив свободу, ушедшие от мужей, сами становились главами семей, которые социолог-афроамериканец Э.Ф. Фрэзиер называл „материнскими”. В таком же положении находились многие бывшие сожительницы рабовладельцев — рабыни с детьми-мулатами, возглавлявшие семью без мужа еще в период рабства. Подобного рода матрифокальная семейная группа была распространена в негритянских общинах на сельском Юге вплоть до начала XX в. Правда, главой домохозяйства и хранителем связи поколений здесь обычно являлась не мать, а бабушка, ибо только через предка по материнской линии в такой семье могла быть установлена семейная связь. Как правило, в негритянских общинах сельского Юга женщины без мужей получали помощь в заботах о детях со стороны родственников по женской линии, да и сами дети с раннего возраста помогали в домашней работе и т.д. В то же время сотни тысяч бывших рабов регистрировали свои браки у соответствующих чиновников и мировых судей4.